mr_zarpaltnik (mr_zarpaltnik) wrote in ru_job,
mr_zarpaltnik
mr_zarpaltnik
ru_job

Categories:

Как просить повышения зарплаты - правда жизни

Originally posted by mr_zarpaltnik at Как просить повышения зарплаты - правда жизни
О чем эта статья и почему стоит ее прочесть
Я написал этот текст для тех, кто работает, но не доволен своим вознаграждением. Он не поможет тому, кто ищет работу или работников. Статья предполагает,что у Вас есть начальник и Вам нужен совет, как просить (и просить ли) платить Вам больше. Статья написана на основании практического опыта проведения таких переговоров в российских коммерческих компаниях. Нет, нет, я не провожу семинары и не рекламирую свои услуги. Я также не хедхантер и не бизнес коуч.
Откуда я знаю, как Вам просить пересмотреть зарплату? Я сам много раз обсуждал с руководством свое вознаграждение. Потом я сам стал руководителем в не очень-то щедрой Компании и мне пришлось выслушать десятки просьб своих работников. Общаясь с ними - и с другими руководителями - я понял, что большинство работников совершенно не понимают, что происходит в голове человека по другую сторону стола. Они лебезят, льстят, кричат, угрожают, рисуют инфографику и пытаются воздействовать на начальника по его психотипу. Они, как правило, уходят ни с чем - или даже с отрицательным для себя балансом. Готовясь к беседам со своим руководством, я перечитал почти все, что можно найти на эту тему на русском языке. К сожалению, 90% такого чтива написано или сотрудниками кадровых агентство или того хуже - журналистами без кого-либо опыта в кадровых вопросах. Все эти вот “дождитесь хорошего настроения шефа”, “просите прибавку в среду”, “изучите рынок”, “сравните функционал”, “не угрожайте уходом” - стоят на деле дешевле шелухи от семечек, ниже увидите почему.
Мне кажется, что самый лучший способ эффективно донести до Вас свой опыт - это форма вопросов и ответов.

Автор, Вы о чем?! О какой зарплате можно говорить, если в стране кризис и все увольняют работников?
На самом деле наоброт: об этом-то и надо говорить сейчас. В период кризиса вопрос вознаграждения становится особенно острым. После сокращения на работников легла дополнительная нагрузка. Но больнее всего, как ни странно, тем, кто именно нашел работу. Часто эти люди обескуражены долгим поиском места и соглашаются на особенно выгодные для фирмы условия - когда их зарплата меньше чуть ли не в половину чем у тех, кто был в фирме до кризиса и пережил сокращения. Не всегда рационально искать работу в период спада, особенно уже после длительного периода безработицы. По этой причине число желающих обсудить свою зарплату не снизится не смотря ни на какой кризис.
Моя фирма сейчас испытывает трудный период, она реально теряет деньги. Могу ли я обратиться с просьбой о повышении зарплаты?
Давайте представим себе, что никакого кризиса нет и Ваша фирма добилась выдающегося коммерческого успеха. Вопрос: подняли бы зарплату Вам, просто потому что времена - хорошие? Ответ очевиден ведь. Собственник или акционеры создали Компанию, чтобы заработать денег. Много денег. Себе. А вовсе не Вам. В самые тучные годы наемным работникам перепадают крохи в виде премий и улучшенного меню на корпоратив.
Если Ваше вознаграждение не сильно зависит от прибыли фирмы, то почему же оно должно зависеть от ее убытков?
Давайте так: если в период кризиса Ваша должность стала бы лишней, Вас бы уволили. Уже. Давно. Если фирма теряет деньги, а Вы продолжаете в ней еще пока трудиться - значит, фирме нужно, чтобы кто-то делал Вашу работу. Вы или не Вы, но результат работы фирме нужен. Вопрос - за какую цену. А этот вопрос обсуждается в обычно порядке, без того, чтобы кивать на стремящийся вниз график продаж.

Я собираю аргументы для разговора с руководителем. Какие из них будут самыми действенными?
На самом деле понять, что думает и чувствует Ваш шеф - проще простого. И я сейчас попробую заставить Вас испытать те же самые чувства.

Вы ведь читаете меня в интернете, не так ли?
Так вот, представьте себе, что у сейчас у вас зазвонит телефон. Звонит Ваш интернет-провайдер. Вежливая девушка объясняет, что у них сейчас соцопрос. В силу очень уважительных причин они бы хотели поднять Вам цену. Нет, нет, сразу на 30%.Она интересуется, есть ли у Вас аргументы, чтобы они этого не делали..
“Аргументы?!”, - проносится у вас в голове, - “какие еще аргументы?! Они что вообще - серьезно! На 30% За интернет их вонючий?! Да я дышло им в глотку!!! Да провайдеров этих по пять копеек пучок, сейчас отключусь от них!”.
Если разложить Вашу реакцию на составные части, выйдет что:
Вы заняты своими - важными Вам - делами, покуда интернет-провайдер скромно обслуживает Вас. Сам факт присутствия провайдера Вы замечаете только тогда, когда они сами к Вам обратились.
Вопрос о возможном повышении цены раздражает, если у Вас туго с деньгами - раздражает особенно.
Логические аргументы провайдера Вас не интересуют, при намеке на значительное повышение цены Вы готовы или ругаться, или попробовать поменять провайдера.
Так вот, Вы сейчас сами и ответили на вопрос, что думает Ваш босс.
Пока работа делается, Ваш босс и не задумается о коррекции Вашей зарплаты.
Покуда качество работы удовлетворительно или даже отменно, босс не замечает Вашего труда, как не замечает воздух.
Бесполезно ждать часа дня в среду как самого удобного дня, Ваш начальник разозлится на Вашу просьбу в любом случае.
Да, разозлится, даже если перед этим вы ему “подлизывали” и обсуждали его любимый футбол. Вы ведь создали ему новую проблему; да, возможно Ваш шеф обучен скрывать злость и выказывать другие реакции (смотрите ниже), но сути дела это не меняет.
Бесполезно искать какие-то убойные аргументы (рынок, нагрузка, зарплата других) - босс первым делом попытается не разрулить проблему, а убрать ее, то есть - Вас.


Я планирую показать боссу таблицы зарплат из интернета.
Аргумент, что “в отрасли принято платить больше” звучит сладкой музыкой из уст “экспертов”, но почти никогда не работает. Почему?
Вернемся к примеру с провайдером.
Убедило бы Вас, если бы девушка, проводящая соцопрос сказала бы вроде “Вы знаете, я уже обзвонила 843 клиента, из 467 согласились с повышением платы за интернет”?
Ну так вот, Вашего босса так же в точности не убедит, что где-то платят больше. Платят. Наверное. И что? Там есть вакансии? На эту вакансию приняли Вас? Уже? Так идите туда.
Что же делать?
Представьте себе, что провайдер сказал бы: “Знаете, таких цен, как Вы платите, больше не осталось на рынке. Вы можете отключиться, но все равно в другой компании будете платить больше”.
Вот тут бы Вы бы задумались. Полезли бы в интернет сравнить предложения. Возможно, Вы бы согласились на новую цену. Возможно, Вы бы приняли решение ужать свои потребности - не ставить, к примеру, вайфай. А может быть и отказались бы от интернета совсем.
Ваш босс думает так же. Точнее Вы - уже научились думать как Ваш босс.
Итак, репетируем: “Иван Иванович, я пришел в Компанию в кризис. Я посмотрел базу резюме и, к сожалению, люди просят на 20% больше моей зарплаты сегодня. Такой, как у меня, зарплаты уже просто нет на рынке. На мою зарплату идут, в осовном, кандидаты без опыта в нашей отрасли и без понимая специфики.” Это уже серьезный аргумент.
Но! Будьте готовы, что босс спокойно предложит, что и менее квалифицированный сотрудник сделает Вашу работу.
Это примерно как бы Вы сказали провайдеру, что купите другой пакет, в котором интернет медленне, но так же дешев. Что ж, для этого у провайдера должны найтись реальные возражения: например, медленный интернет не позволит Вам смотреть каждый вечер фильмы с любимого порносайта. Так и Вы с боссом: Вам нужно расписать, почему человек с меньшим опытом, с меньшими знаниями - и который будет дешевле - не справится с Вашей работой.

Я хочу намекнуть, что могу уйти из фирмы
Тут намекать нечего. Сам факт серьезного обсуждения темы Вашей зарплаты автоматически запускает механизм поиска Вам замены - за те же, или даже за меньшие деньги. Лучше всего сказать что-то вроде “Вопрос повышения зарплаты для меня сейчас стал основным. Я не могу отдать себя работе без остатка без его решения”. Если босс решит взять “на пушку” и спросит в лоб, мол, не ищите ли работу, стоит сказать, что это личная тема и Вам трудно обсуждать ее сейчас. Это звучит не менее убедительно и много солиднее, чем “кто у вас останется за эти деньги” и вот это все.
Я хочу показать шефу список своих достижений
В разговоре о зарплате я бы советовал соблюсти некий самурайский ритуал, пустую церемонию, которая поможет обеим сторонам “сохранить лицо” и сберечь нервы. Первым делом, конечно, стоит рассказать о том, как Вы благодарны Компании (внутри себя шеф зевает и чувствует себя воспитательницей перед четырехлеткой). Затем - список достижений, с цифрами и прибылями, если от Вас тут что-то зависит (только не вкладывайте в это дело душу - шеф за секунду втопчет эти ваши потуги в грязь, да хоть бы и фразой “это достижения всего коллектива”). Потом - планы на будующий год. Потом - просьба. Так что список да, можно составить, но его место в списке реальных аргументов - предпоследний…
Как и в случае с провайдером - если бы они попытались бы аргументровать повышение цен новым оборудованием, которое они удачно установили - это было бы интересно Вам? Ну вот...

Я хочу обратиться к шефу как к человеку, рассказать о своих проблемах
Предсказываю реакцию шефа, которую он может вам и не показать: “ой, все!”. Фирма зарабатывает деньги для своего владельца. Не для Вас. Ваши проблемы ей вот как-то… Ну, а если проблемы не дадут Вам работать эффективно… найдут замену. Вам.
У меня по работе отсутствие проблем - претензий от налоговой, к примеру - уже достижение. Хочу попросить прибавки на основании “безаварийной” работы.
Согласились бы Вы платить за интернет больше только на основании того, что у Вашего провайдера не было неисправностей в сети? Нет, конечно. Сама постановка вопроса разозлила бы Вас: вы же платите провайдеру деньги! Свои!! Чтобы! Интернет! Был!!
Так же и шеф. Он платил (или начислил, но не выплатил) Вам зарплату. За нее Вы должны были дать ему 100% качества работу. Ваши прошлые успехи - даже не оплаченные - вообще не аргумент, с точки зрения шефа Вы сами вызвались делать эти подвиги в рамках должностного оклада.

Шеф сказал, что ему надо время подумать
Я был на многих тренингах для руководителей, и везде без исключения начальников учили тянуть время. Не дал ответа - не повысил зарплату. В это время и деньги сохранились, и работник, скорее всего, надеется и не ищет, и замену работнику можно подыскать не спеша. Так что ответ тут простой: “не ведитесь”. Спокойно скажите шефу, что этот ответ Вы понимаете как отрицательный.
Шеф сказал, что у него нет времени говорить и вообще у нас тут аврал
Это отрицательный окончательный ответ. Нет никакого смысла подходить к нему снова. Хотел бы - назначил встречу. Не назначил - отфутболил. Дайте ему немного порадоваться, как ловко он Вас развел, а сами не спеша начинайте искать новое место.
Шеф сказал, что лучше подождать до конца месяца / квартала / года / Вашей жизни
Это отрицательный ответ. Вообще, если Вам не дали ответ через максимум неделю - значит, это “нет”.
Шеф сказал, что очень Вас ценит, но его руки связаны корпоративными правилами
Когда-то я работал в банке, где нас, руководителей подразделений, учили грамотно отвечать недовольным. Мол, мы сами люди маленькие. Надо идти к зампреду. Он решает. Но тут такое дело - у него приемные часы по личным вопросам - раз в месяц. И принимать успевает одного - двух. Надо очереди ждать. Пока работник ждет, кадры спокойно ищут ему дублера. Но его не увольняют. Ибо зампред разведет на встрече руками: он-то только “за!”. Да начотдела кадров не подпишет… В общем, после хотьбы по кругу, если не уволился, работник отфутболивался зампредом по кадром (шефом начальника отдела кадров) обратно ко мне: мол, вот ужо будет аттестация…
Короче говоря, Вы поняли. Если Вас захотят удержать, Вашему начальнику будет достаточно одного звонка в кадры для решения Вашей проблемы. Ну, в крайнем случае - одного звонка начальника Вашего начальника. А все эти “у нас кадровая комиссия не утвердила” - оставьте Вашим более наивным коллегам.

Я реально нашел новое место. Зарплата там выше, но я надеюсь что мне поднимут и в моей фирме…
Представьте себе, что Вы получаете уведомление от Вашего провайдера что Ваш очень выгодный тарифный план закрыт с начала следующего месяца, и, чтобы не быть отключенным, необходимо выбрать среди нескольких новых планов - но все они дороже. Вопрос: захотите ли Вы остаться их клиентом или предпочтете перейти - из принципа - к другому поставщику?
Вы - напоминаю - уже научились думать,как Ваш босс. Поэтому, если Вам предлагают другую подходящую Вам работу что надо делать? У-хо-ди-ть. Мы тут уже говорили о собственнике, который хочет прибыли. А еще он хочет стабильной прибыли. Если Вы показали один раз, что готовы уйти из своей “великой” Компании в другое место - собственник на Вас больше не понадеется. Ему, собственнику, нужно получать большие деньги - и получать их стабильно. Ваши поползновения на рынок труда нарушают сразу две главнейшие цели собственника и топ-менеджера: Управляемость и Стабильность.
Не думайте,что Вам не припомнят “шантаж” и наглость искать работу.

Когда лучше всего просить прибавку?
Вы уже пропустили этот момент. Лучшее - и почти единственное возможное - время - это еще до начала работы. Если Вы уже работаете, то лучшее время упущено. Для Вашего босса Вы уже стали невидимым потоком услуг, как интернет. Возможно, Ваше время получить прибавку - в Вашей компании - так и не придет. Что ж, в следующей фирме Вы будете настойчивее и узнаете истинную картину еще до того, как проработали два года и согласились на судьбоносный разговор...
Tags: Статьи
Subscribe

  • Сотрудник склада

    Обязанности: работа на складе, почта, корреспонденция, посылки сортировка Требования: опыт работы приветствуется ответственный…

  • Работа для водителей зарплата от 100 т.р.

    Срочно требуются водители на постоянную работу зарплата от 100 т.р. Все вопросы по телефону 8-916-922-24-23

  • (без темы)

    Косметическая фирма приглашает секретаря - администратора. Возраст - до 45. Работа - 4 дня в неделю с 9 до 21, если выпадает на субботу - с 9 до…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment